Статья, напечатанная в общественно-политической газете Тульский Молодой коммунар №24 (пятница 6 апреля 2012) в рубрике театр/выставки, стр. 33.
Под заголовком - Акция удалась.
Если весна задерживается и почему-то не хочет приходить, ее надо поторопить.
Именно это решили сделать художники — воспитанники студии Александра Петровичева «Круг» — и открыли в галерее «Вернисаж» выставку «Предчувствие весны». А в центре экспозиции разместили одноименную живописную работу сербской художницы Нады Дутиной: на деревенском заборе — стайка воробьев. Пейзаж — русский, воробьи, разумеется, тоже.
Студия Александра Петровичева объединяет самых разных людей — профессионалов и любителей, молодежь и представителей старшего поколения — некоторые из них только после выхода на пенсию смогли позволить себе реализовать давнюю мечту и начать учиться живописи. Для кого-то из авторов эта выставка — дебют, для других — уже привычное дело.
Как, например, для Елены Свиридовой: она довольно часто демонстрирует свои работы. На этот раз Елена представила серию весенне-летних пейзажей и натюрмортов. Хорошо известно тулякам и имя Димы Гуры, на выставке можно увидеть его, очень удачный, городской пейзаж: «Вид на Петропавловскую церковь». Еще одна замечательная работа — «Улица Металлистов» Алексея Селезнева: старые дома, умытые дождем тротуары…
Всего в экспозиции — около 90 работ: тающий снег, зеленеющие ветки деревьев, цветы, птицы, плоды. В день открытия выставки — 3 апреля — в галерее «Вернисаж» случилась весна, и буквально на следующий день в Туле потеплело. Значит, акция удалась.
Автор: Ирина Скибинская. Фото: Сергей Шмунь.
Статья, напечатанная в общественно-политической газете ТУЛА №9 (четверг 9 февраля 2012) в рубрике на досуге, в подрубрике выставка.
Под заголовком - Зимний букет.
«Зимний букет» - так называется выставка живописных работ, которую можно посетить в музее «Тульский некрополь».
На ней представлены произведения членов Тульского отделения Творческого союза профессиональных художников (ТСПХ). Организация эта молодая, в Туле действует около трёх лет, издаёт ежегодный каталог работ своих членов. Объединяет она до десяти живописцев, графиков, фотохудожников. Они уже не раз выставлялись в Москве, а картины руководителя Тульского отделения ТСПХ Павла Ганжи побывали в Швеции.
За окном — ставшие уже непривычными для нас минус 18°С, и ощущение стужи усиливают «Морозный январь» Михаила Кадильникова и зимняя тема в масляной живописи Наталии Воробьёвой (кстати, персональная выставка Наталии проходила в «Тульском некрополе» год назад; тогда любители изобразительного искусства могли ознакомиться с её работами в технике акватипии). Зато веет мягким летним теплом с приокского пейзажа Ксении Назаровой и южным зноем — с картин Елены Свиридовой, на которых запечатлены уголки Крыма. Удивительным светом наполнены пейзажи Натальи Трифоновой.
Большинство эскпонируемых работ выполнено в традиционной реалистической манере. Потому привлекают внимание абстрактные вариации на тему сирени Павла Ганжи. А полотна Димы Гуры довольно трудно отнести к какому-либо стилю, направлению, они, скорее, - на стыке жанров. В них — что-то от плаката и от наива. Картина «Детский мир» этого художника, что называется, не отпускает, хочется вглядываться в неё ещё и ещё.
Выставка будет работать до 24 февраля. Приходите — получите целый букет позитивных эмоций!
Наталия ДОРОХИНА. Фото Вячеслава МАЛАХОВА.
Статья, опубликованная в феврале 2011 года, на сайте WWW.MK.TULA.RU, газеты ТУЛЬСКИЙ МОЛОДОЙ КОММУНАР.
Под заголовком - В Туле открылась выставка Международного сообщества художников «Круг» и студии Александра Петровичева!
«Круг» — это уникальная творческая организация, объединяющая художников разных возрастов,
разной степени известности (в организации есть и маститые профессиональные авторы, и любители,
только начинающие открывать для себя законы живописи), работающие в разных жанрах, стилях, техниках.
Кроме того, МООХ «Круг» входят представители разных стран — России, Польши, Испании, Боснии и Герцоговины,
Болгарии, Приднестровской Молдавской республики и др. Это творческий союз в полном смысле этого слова —
здесь не существует иерархии, «вертикали», все равны, все уважают и любят друг друга.
Болезненная конкуренция, завышенные амбиции, — все это в «Круге» не приживается.
По словам председателя организации, тульского художника Александра Петровичева,
так сложилось изначально, что в «Круг» приходят очень хорошие и открытые люди,
для которых важно само творчество, а не деньги и статус.
В экспозиции, открывшейся в тульской галерее «Вернисаж» (Красноармейский проспект, 21)
представлены около 100 работ 25 авторов — живопись, графика, смешанная техника, иконопись, фотография.
Работы разного уровня, но все очень достойные. Особенность этой выставки
(впрочем, это специфика всех «круговских» выставок)-то, что у нее есть свой, очень целостный образ.
Здесь на одной стене могут гармонично сосуществовать мощные монументальные полотна Александра Петровичева
— и небольшие, но очень выразительные картинки из городской жизни Димы Гуры;
впечатляющий и эмоциональный рождественский триптих Нады Дутиной — и трогательные, очень русские пейзажи Елены Свиридовой.
Более того, почему-то не конфликтуют между собой работы профессиональных художников и первые опыты начинающих.
Такова идеология «Круга» — в мире творчества есть место для каждого и каждый интересен.
Зимняя выставка МООХ «Круг» в Туле — это нечто вроде репетиции перед серией выставок в Москве.
Организация планирует показать работы своих авторов в 13 посольствах стран, художников которых она объединяет.
Mk.tula.ru. Февраль 2011.
Статья, опубликованная на портале Tula-WEB.RU (2 апреля 2010 года) в разделе
Статьи >> ART Тула . Под заголовком - Взгляд тульского художника.
Выставка Тульского отделения Творческого союза профессиональных художников открылась 19 марта в Галерее “Ясная поляна” (г. Тула, ул. Октябрьская, дом 12). 14 тульских художников представили на ней более 70-ти работ. Живопись, акварель, фотография, керамические изделия поразили посетителей своей яркостью и многообразием.
Немало людей проявили интерес к этой выставке, пришли представители тульского бомонда, музыканты, поэты, художники, искусствоведы и просто ценители живописи. Представленные в галерее произведения искусства выполнены в разной художественной манере и технике.
Особым колоритом дышат пейзажи художника Павла Ганжи, который является председателем Тульского отделения ТСПХ. Его картины, например “Ступа Мира”, “В порту”, “В старом Дубровнике” написаны в стиле неоимпрессионизма.
Интересным композиционным решением и чёткостью рисунка обращают на себя внимание работы Евгении Соколовой “Июньский полдень” и “Храм Николы Зарецкого в Туле”.
Хорошее впечатление производят картины художницы Елены Свиридовой; яркие цвета, чёткие контуры домов контрастируют с воздушностью неба в городском пейзаже “Вечер”.
Вызывают живой интерес фотоработы Андрея Илюхина - “Крыша маленького мира”, “В тёмном царстве Таракташа” - ощущением глубины и лёгкости передают атмосферу нетронутой природы.
Приковывают к себе внимание сюжетно завершённые работы Димы Гуры. Картина “In vino veritas” отличается внутренним содержанием, гармоничной уравновешенностью цвета и рисунка. Ярким колоритом, чистыми красками и чёткими линиями обращает на себя внимание работа “Год Тигра”. Интересной сюжетной линией и многообразием деталей наполнена композиция “Мурка”. Портрет “Гитарист” выполнен в экспрессивной манере, присущей постмодернизму.
Заслуживает внимания работа Юрия Лебедева “Сёстры”, близкая к классической русской живописи.
В общем и целом выставка даёт представление о художественном видении современного мира.
Художники, участники выставки: Павел Ганжа, Елена Свиридова, Наталья Сафронова, Евгения Соколова, Михаил Кадильников, Евгений Колотев, Андрей Илюхин, Юрий Лебедев, Николай Трифонов, Наталья Трифонова, Елена Палевская, Ольга Герасименко, Дима Гура, Андрей Варенков.
Антон Лопаткин. Март 2010. Фото Андрея Илюхина.
Статья, опубликованная на портале Tula-WEB.RU (16 декабря 2009 года) в рубрике
Тульские новости. Под заголовком - Старый город.
Недавно в Москве закончилась выставка живописи «Старый город, Виват!», которая проходила в выставочном зале ТСЖ «Курчатовское» и была организована Арт-Ателье «Традиция». .
Более 40 живописных работ 12 художников из Москвы, Санкт-Петербурга, Тулы и других городов России было представлено публике.
Концепция выставки - показать город непарадный, неофициальный, с морщинистыми стенами и подслеповатыми окошками, среда которого в значительной степени определяет его культурный облик.
Старый город – это давно сложившийся организм с его домами, улицами, историями; организм, который чувствует, слышит, говорит и входит в контакт со своими обитателями.
Тулу представляли Павел Ганжа, Дима Гура, Елена Свиридова, Наталья Сафронова и Юрий Лебедев. Работы тульских художников получили хорошие отзывы и были высоко оценены московскими искусствоведами и ценителями живописи. Очень понравился «тульский блок» Вице-презеденту Творческого Союза Профессиональных Художников (ТСПХ) Станиславу Айдиняну.
Успех выставки в ТСЖ «Курчатовское» подвигнул устроителей к новой экспозиции в Музее «Измайлово», где она и должна открыться 28 декабря 2009 г.
Старый город,VIVAT!
Антон Лопаткин. Фото Елены Свиридовой.
Статья о выставке картин художников участников студии станковой живописи и графики А.Петровичева,
проходившей в галерее "Вернисаж" (Тула, Красноармейский проспект, 21) с 6 по 20 марта 2007 года.
Студия станковой живописи, в разных местах и в разных ипостасях, существует в Туле
с 1989 года, и все без малого двадцать лет, благодаря усилиям и водительству художника и педагога
А.Петровичева.
Студия все эти годы явилась своего рода мельницей, куда каждый дерзнувший
постигнуть тайны ремесла живописца приносил зёрна своего таланта, а те, попадая в жернова учительства,
превращались в некую магическую субстанцию, из коей вчерашние неофиты получали радость сотворения миров.
И миры те, в свою очередь, преображали собственных творцов, делая их сильнее, добрее и мудрее.
А кого-то, возможно, укрывали и спасали на своих лугах от отчаянья века и мира сего, отводили от рокового шага...
Путь, пройденный учителем и учениками нельзя назвать лёгким и радужным, но тем ни менее,
студия живёт, творит, строит планы на будущее, и в ближайшее время, вероятно, получит статус регионального
творческого объединения художников Тульской, Курской и Орловской областей.
На выставке в тульской галерее "Вернисаж" были представлены полотна самого мастера,
работы уже достаточно известных, состоявшихся участников студии, а также картины начинающих, делающих первые шаги
в живописи, художников.
Лично я для себя выделил работы следующих живописцев.
Прежде всего это, конечно же, "Птицы и конопля" и "Рассвет" самого Александра Петровичева. В этих знаковых,
можно сказать программных работах мастера, уже мало что осталось от его ранних лирико-романтических пейзажей.
Фонтанирующая эмоциональность и экспрессионистская экзальтированность уступили место философской созерцательности.
Живописный ряд стал более сдержанным и утончённым, сюжетам свойственна неспешная, можно сказать эпическая глубина.
Природа у А.Петровичева носит печать личного чувственного её переживания художником. Он творит глубоко обобщая видимое,
перерабатывая его по своему, но без уклонения от художественной правды.
Завораживают и притягивают к себе своей трогательной, почти детской чистотой,
лирико-ностальгические работы Юрия Берёзина. Городские пейзажи, своеобразно отражённые на холсте, иногда настолько
далеки от действительной природы, взятой художником лишь как отправной пункт, что требует особого восприятия,
особого умения видеть и ощущать окружающее. В картинах Ю.Берёзина есть, что-то от галлюцинаций, от сновидений,
от утраченного Рая.
Поражает достаточно резкое, на первый взгляд, несоответствие мирского пути и внутренней, творческой
вселенной художника. Бывший разведчик, опалённый афганской войной, мастер восточных единоборств, вдруг
обнаруживает такую нежную и ранимую душу, чем-то похожую на хрупкую девочку под зонтом из его картины "Под дождём".
А может быть это она и есть?..
Елена Свиридова, несмотря на свою необычайную тактичность, отзывчивость и мягкость,
человек достаточно настойчивый и целеустремлённый, как мне представляется, твёрдо придерживающийся своих принципов.
Её работы, лишённые претензий на необычность и смелость, свойственные экспериментам авангардистской школы,
наделены многими живописными достоинствами, отличаются достаточной зрелостью композиционного и колористического
решения. Они открывают зрителю исполненный своеобразного лиризма внутренний мир автора.
Не претендуя на слишком глубокий анализ живописи Павла Ганжи, отмечу такие её
особенности, как поиски в области формы, самоценную цветопластику, содержательную насыщенность колорита.
Обращают на себя внимание попытки развить идейно-творческие искания непосредственных предшественников в
несколько иной системе выразительности, включающей определённый круг пластических аллюзий, скрытых цитат
из искусства прошлого и мастеров XX века. Прослеживается достаточно сильное влияние
А.Петровичева, что в общем-то, не удивительно.
Многие вещи П.Ганжи можно воспринимать и как сугубо декоративные. Он не был бы художником,
если бы прошёл мимо декоративной привлекательности мира. Нарочито активизируя потребность в красоте
и гармонии, он даёт почувствовать зрителю их дефицит в реальной жизни.
В творчестве орловских художников Владимира Рожнова и
Николая Шевцова преобладает среднерусский сельский пейзаж. Работы их отличаются удивительной
артистической свободой письма, сочетающейся с точностью рисунка, оригинально продуманной композицией,
живописью и гармоничностью колорита. Задушевность, ощущение поэтической силы жизни
-
очень важная и непреходящая черта духовного содержания образного мира, создаваемого этими живописцами.
Обретение себя в национальной традиции - нелёгкий путь для нынешнего
художника. Этот путь требует мужества и самосозидания. И в этом плане представляет интерес графическое
творчество Николая Мотина, в частности его работа "Вода забвения" из серии "Колодцы".
Она не прельщает техническими или интеллектуальными изысками, но обнаруживает неизбывное желание
высказать художественно претворённую истину вещей.
Несколько особняком от в основном пейзажной живописи подавляющего
большинства участников студии, стоит творчество Димы Гуры. Оно предметно и жанрово разнопланово.
Д.Гура - рок-музыкант и, следовательно, ему не чуждо экспериментаторство, присущее традициям модернизма.
Он смело использует в своей живописи элементы кубизма, экспрессионизма, абстракционизма и примитивного
искусства, которые проявляются в работах "In vino veritas", "Год тигра", "Рисующая девочка" и многих
других. Стоит особое внимание уделить натюрмортам Д.Гуры. Как известно, натюрморт - жанр трудный,
ведь в нём не только изображаются "неодушевлённые предметы", в настоящем натюрморте виден автор со
своим отношением к жизни, со своей философией и жизненной позицией.
В натюрмортах "Гитара и шампанское" и "Пишущая машинка", как мне показалось,
Гура ставит чисто
колористические и композиционные задачи, достаточно оригинально осуществляя их.
"Бутылки" более социальны и символичны, может быть даже
автобиографичные.
Бутылки здесь как символ псевдоблестящей иллюзорности богемной жизни, по прихоти судьбы,
на каком то этапе пройденной между «боевым листком» и «русской поэзией».
В добрый путь!
Поэт, композитор Александр НИКИТУШКИН.
Статья, напечатанная в газете ТУЛЬСКИЙ МОЛОДОЙ КОММУНАР №34 (пятница 16 марта 2007) в рубрике
культура, в подрубрике выставка. Под заголовком - КЛУБНАЯ ЖИВОПИСЬ.
В художественном салоне «Вернисаж» (Красноармейский проспект,21) открылась выставка работ художников
клуба-студии станковой живописи и графики Александра Петровичева.
СВОЮ СТУДИЮ тульский художник Александр Петровичев открыл в 1989 году при бывшем ДК профсоюзов.
Здесь занимались люди самых разных возрастов, имеющие профессиональное художественное образование, и любители.
Некоторые фактически начинали с нуля. Традиционные уроки, консультации, мастерклассы - каждый из учеников мог
выбрать удобную для себя схему обучения. Студия просуществовала до 1994 года и прекратила свою работу после того,
как ДК закрыли, а в его здании был создан клуб "Премьер".
— Мы возродились в 2001 году, но в новом качестве, — рассказывает Александр Петровичев.
— Сейчас это межрегиональное образование: у нас занимается 20 человек, художники Тулы, Орла и Курска.
Ребята приезжают со своими работами, получают консультации. Мы вместе ездим на пленэр.
Это наша первая публичная экспозиция, однако у клуба серьёзные выставочные планы на будущее.
Уже есть предварительная договорённость с Тульским выставочным залом. Самому младшему из студийцев 18 лет,
самому старшему 45. Большинство зарабатывают на жизнь чем-то другим, но есть и профессиональные художники,
занимающиеся исключительно живописью...
На выставке в галерее «Вернисаж» представлено 40 работ. У каждого из студийных художников
- своя стилистика, своя манера, свой творческий взгляд. Здесь можно увидеть традиционные академические пейзажи,
импрессионистические зарисовки. Несколько полотен представил и сам Александр: мощные, эмоциональные живописные работы
с элементами символизма.
Идеология, в рамках которой существует студия, очень актуальна. Сегодня людям недостаточно
самореализации только лишь на работе и в семье. Они хотят заниматься искусством и не стесняются начинать постигать
профессиональные азы в зрелом возрасте. Петровичев убеждён, что у его клуба - прекрасные перспективы. Кто-то из его
воспитанников, возможно, сделает карьеру и даже вступит в Союз художников, кто-то будет продолжать писать маслом в свободное
время, получая при этом невыразимое удовольствие. И то и другое - элементы художественного процесса, который в нашем
городе в последнее время заметно активизировался.
Ирина СКИБИНСКАЯ. Фото Виталия ЕГОРОВА.
Статья из журнала "71+" №2,2005(71 plus. ru). Напечатана
в рубрике музыка. С комментариями: «Гость рубрики
- Дмитрий Гу́ра, художник, музыкант, участник группы "Чердак",
владелец рок- клуба "Индия". Сам себя он
называет свободным художником. В широком смысле
этого слова. » Под заголовком: «Дмитрий Гу́ра:
"Я НЕ СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКИЙ МУЗЫКАНТ."»
•Ваш рок-клуб называется “Индия”. Довольно экзотическое название для
наших широт.
—Мне нравится версия о том, что это название происходит от английского
слова independent, что значит “независимый”. В смысле независимая музыка
без определенного стиля. Еще существует мнение, что само слово “индия”
имеет русские корни и означает что-то вроде “далекая страна” или
“за пределами досягаемости”. Но как бы там ни было, это еще и
просто хорошее слово.
•В Вашем клубе выступают не только знаменитые группы, но и те,
у которых небольшой опыт выступления перед публикой, о существовании которых мало
кто знал до появления на сцене “Индии”. Например, группа “Агония”. Вы приглашаете
группы, чья музыка интересна лично Вам, не ориентируясь на популярность?
—Да, но не только поэтому. Критериев много. Любая группа в принципе может выступить у нас.
Вообще, концерты бывают двух видов. Один из них это когда выступают хорошо известные всем
исполнители, и другой вид когда в концерте участвуют известные только в узких кругах или вообще
неизвестные тульские и московские группы. Любая музыка имеет право быть.
•А какие знаменитости выступали в «Индии»?
—Были у нас панк- группа “Пурген” это был их первый концерт в нашем городе. Первый раз
для Тулы у нас играли “Люмен”, короли похоронного диксиленда “ВiIIу’s Ваnd”, “Разные люди”.
На день рождения клуба приезжала “Коррозия металла”, но в отличие от вышеупомянутых групп,
это был концерт десятый в нашем городе.
•Есть ли у Вас как у владельца клуба мечта привезти в Тулу кого-то еще?
—Хотелось бы привезти всякие “жирные” московские и питерские группы.
Шнура, например.
Или “5nizza”. Наверное “Алису”. Но у этих ребят безумные запросы в плане гонораров.
Кого еще? Пожалуй, лучше говорить не буду, а то еще не сбудется.
•Вопрос о тульских группах. Как Вам кажется, существует ли такое понятие как тульский стиль”?
—В широком смысле да.
Многие панк- группы похожи друг на друга, металлисты тоже имеют что-то общее.
Не знаю, может быть, дело не в стиле, потому что часто бывает так, что один и тот же музыкант
играет в трех-четырех группах.
•Довольны ли вы публикой, которая приходит в клуб?
—Доволен. Особенно когда ее много. Аудитория тоже ведь меняется в зависимости от исполнителя.
На “Пурген” пришла куча панков с ирокезами на голове, а вот на “ВiIIу’sВаnd” люди были уже посолиднее.
Для меня главное, чтобы публике нравилось.
•На Ваш взгляд, какие тульские рок- группы являются наиболее перспективными?
—Не хочу называть кого-то, а то другие обидятся.
•А себя?
—Нет, мы реалисты. Да и сглазить боюсь.
•Трудно договориться с группами о концерте?
—Да, бывает.
•Вы же сами музыкант.
—Я же не среднестатистический музыкант.
•Расскажите о своей группе. Сколько времени она существует?
—Если официально считать со дня первого выступления, то группа “Чердак” существует уже год.
•Для Вас группа - это просто развлечение, мечта детства или же все серьезно?
—Все очень даже серьезно. Сейчас мы записываем наш первый альбом “Система’ на собственной
рекорд- студии, которая скоро откроется для всех. На альбоме будет одиннадцать песен.
Потом мы собираемся попробовать выступить в московских клубах.
•Как вообще родилась мысль организовать группу?
—Да никак. Она всегда была. Просто созрела у всех участников группы к определенному моменту времени.
•Расскажите о других участниках группы.
—Основные участники группы “Чердак” -
это я, Дмитрий Гура (басгитара),
Сергей Захаров (гитара), и Владимир Капустин (ударные).
Еще к нам иногда присоединяется Антон “Маньяк”
и Рома “РамСес” (группа “Котёнок Гав”).
•Расскажите, как вы пишите песни.
В этом процессе участвует вся группа?
—Нет, песни я пишу один. А как это делается...
Для меня важнее всего в песни слова и уже потом музыка.
Мелодия должна поддерживать текст.
Может, поэтому у нас такая разная музыка: панк, русский рок, блюз...
•А так просто стихи не пишите? Обязательно с музыкой?
—Давно уже не писал. Неинтересно это как-то. Плоско.
•Кроме того, что Вы музыкант и владелец рок- клуба, Вы еще и художник.
Самоучка или где-нибудь учились?
—Нигде я не учился. У меня отец художник. Я просто знаю, как работать кистью, а
остальное уже дело вдохновения.
•Свои работы нигде не выставляли?
—Художник ведь не музыкант, которому надо, чтобы его услышали. И, кроме
того, художник
должен дозреть для того, чтобы представить себя широкой публике. Я еще не
дозрел.
•Как рождается картина?
—Это довольно сложный процесс. Самое главное, чтобы было вдохновение и время.
•Безусловно, вдохновения Дмитрию хватает. А что касается времени, то у людей,
которые заняты делом, оно всегда есть, И Дмитрий Гу́ра яркий тому
пример.